Классификации растений с точки зрения флористики
Для непросвещенных обывателей цветы – это великолепные представители естественной среды, одним своим присутствием украшающие жизнь, для флористов – необычный, пластичный, многогранный материал для создания немыслимых композиций, выражающих идею, взгляд, мировоззрение. По мнению флористов, каждый цветок индивидуален, однако существуют различные классификации, объединяющие цветы в группы по определенным критериям.
Градация по формам значимости
Значение термина «формы значимости» прекрасно раскрывает в своей книге «Современная флористика» П. Асманн, там же он дает подробную характеристику каждой группе данной классификации. По его мнению, значимость цветов зависит от размера, конфигурации соцветия, редкости, оттенка и может быть:
- большой (цветы с крупными, выразительными соцветиями и бутонами);
- средней (тюльпаны, гвоздики, нарциссы);
- малой (примулы, незабудки, маргаритки).
При создании флористических композиций необходимо учитывать принадлежность растений к той или иной группе. Например, из форм большой значимости не следует составлять одну аранжировку, так как индивидуальность и выразительность каждого вида в общей массе теряется. Исключена короткая подрезка стеблей, а в качестве обрамления лучше подбирать цветы малой значимости. Данная группа занимает максимум пространства.
Формы средней значимости лучше смотрятся «в коллективе»: букет из тюльпанов выглядит более пышно и интересно, чем скромный одинокий цветок. При составлении комбинаций также необходимо учитывать данную классификацию: в самом верху располагают культуры большой значимости, чуть ниже - средней, в самом низу – малой. Некоторые виды растений данной группы – хризантема крупноцветная, гортензия, пион – одинаково великолепны как в букете, так и в одиночной композиции.
Калужница, незабудки и другие формы малой значимости требуют немного пространства и великолепно смотрятся в массе подобных себе растений. Их используют для контраста в комбинациях с другими формами и в качестве самостоятельного флористического декора.
Особенности форм роста
С формами роста немного проще, они отличаются от форм значимости и делятся на две группы, одна из которых активная, другая – пассивная. Предположим, миниатюрные голубые шишечки мускари – форма малой значимости и одновременно активная форма роста.
Внутри активной формы существует несколько разновидностей, отличающихся направлением и особенностями роста:
- Вытянуто-устремленная - соцветие имеет заостренную форму, направленную строго вверх. Букеты из эремуруса, дельфиниумов, рогоза или иксии смотрятся лучше, если вверху, над ними, остается достаточно свободного места.
- Вытянуто-разворачивающаяся – часто встречается среди культур большой значимости. Ярким образцом служит лилия лонгифлорум. При составлении композиций важно учитывать наличие свободного пространства вокруг букета и внизу.
- Вытянуто-раскачивающаяся – гармонирует с двумя выше обозначенными группами. Некоторые растения также имеют остроконечную форму, но соцветия смотрят не строго вверх, а слегка наклоняются в сторону.
- Поднимающаяся вверх с плоским или закругленным окончанием - не требует много пространства и допускает короткую подрезку, но в аранжировках, выдержанных в вегетативном стиле, стебли остаются в зоне видимости.
- Замысловато-изогнутая – слегка вьющаяся плавная форма, для оформления которой часто используют более жесткую основу. К растениям этой группы относятся глориоза, горошек, стефанотис.
- Замысловато-изогнутая – прямостоячие растения, имеющие несколько различных изменений роста: яблоня, пробковый орех, колючая слива. В комбинации с прямыми соседями смотрятся эффектно и оригинально. Для усиления выразительности применяют подрезку ветвей и стебля.
Пассивная форма также объединяет несколько групп:
- горизонтальные, делящиеся на пучкообразные и почвопокровные (мхи, примулы, эхеверия);
- ниспадающие;
- ниспадающие, тянущиеся вверх.
Чаще всего пассивные формы выступают в качестве визуального фона, базовой основы для создания комбинаций из цветов других категорий. Пассивность выражается в консервативности, статичности, противопоставленной активным формам – более ярким, выразительным и быстро растущим.