Флористика с древних времен до наших дней
О том, какую роль играют растения в нашей культуре, точно и кратко сказал немецкий культуролог Э. Ауэрбах (Erich Auerbach): «В истории цветов заключается часть истории человечества». И действительно, цветы и другие растительные культуры вошли в нашу жизнь еще на стадии ее зарождения.
Красота растений настолько безупречна и понятна, что даже первые представители человечества смогли оценить ее и внести в свое жилище, сделав цветы постоянными своими спутниками. Тогда же и зародилась любовь к прекрасному, появилось начальное представление об эстетическом восприятии.
Растения в истории древних народов Египта и Средиземноморья
Большую часть информации о роли растений в жизни человечества мы черпаем из древних сохранившихся памятников, которыми были богаты народы разных континентов: инки и шумеры, китайцы и египтяне.
Предположим, в Древнем Египте изображениями растений украшали гробницы фараонов и храмы. По воспоминаниям Картера, известного археолога, в печально знаменитой гробнице Тутанхамона были обнаружены цветы, видимо, служащие древним декором и прекрасно сохранившиеся на протяжении тысячелетий. Растения, из которых были составлены погребальные букеты и венки, послужили своего рода подсказкой для историков: по их состоянию, цвету и форме не составило труда выяснить время года захоронения фараона.
Женщины Египта быстро оценили прелесть распустившихся бутонов – розовыми цветками лотоса они украшали прически, небольшие букеты служили дополнением к праздничным нарядам, а при встрече было принято обмениваться прекрасными растениями. Считается, что именно Египет стал колыбелью цветочных обычаев и традиций.
Жители античного Средиземноморья придавали цветам мистическое значение. Богине цветения и весны Флоре были посвящены праздники цветов, на которых женщины боролись за цветочные венки, соревнуясь в беге и единоборствах. Роскошные призовые венки сплетались из лучших цветов и веток, а их центр украшал самый прекрасный бутон.
Японская икебана – культура и философия востока
В Японии с древних времен с особым вниманием и даже почитанием относились не только к пышным бутонам, но и каждой веточке, травинке, листочку. По восточным преданиям синто, каждый предмет является местом обитания божественных духов или духов умерших. Памятное возложение цветов и стало началом зарождения искусства составления икебаны.
В основу легло центральное понятие синтоизма – о борьбе света и тьмы, которые символизировали Небо и Землю. Именно поэтому аранжировка строилась на сочетании двух веток, и так продолжалось до середины 17 века. С приходом конфуцианства, которое во главу угла ставило Человека и его образование, количество веток увеличилось до трех, тем самым подчеркивая гармонию и неразрывность уз человека и природы. Икебана – не просто цветочная композиция, она наполнена множеством тайных смыслов о быстротечности жизни, аналогиями изменений в природе и человеческом существовании.
Развитие флористики в Европе
Еще до возникновения термина «флористика» а Западной Европе, по примеру народов Востока, активно занялись изучением и разведением цветущих культур. Появились первые опытные оранжереи, самой известной из которых, пожалуй, стали зимние сады роз философа из Германии Альберта Великого (Albertus Magnus).
Каждая новая эпоха, сохраняя традиции древних веков, привносила в цветочные аранжировки свежие веяния и оригинальные идеи. На протяжении последних столетий искусство составления цветочных композиций обогатилось разнообразными техниками, возникли новые стили:
- 17 век. Букеты цветов символизируют мимолетность человеческой жизни, которая, подобно цветку, длится краткий период и обрывается в один миг.
- 18 век. Цветочные композиции царят в окружении человека: они украшают залы, картины, наряды, являются трогательными аксессуарами и изящным декором.
- 19 век. Быстро набирают популярность объемные цветочные композиции в виде венков и лент, служащие для праздничного украшения дворцовых интерьеров. Искусством составления букетов занимаются молодые девушки-цветочницы.
- к. 19 – н. 20 века. Расцвет искусства составления цветочных композиций. Возникают новые техники аранжировки, совершенствуется устройство оранжерей и теплиц. С развитием периодики и книготорговли появляются журналы, газеты, специальные издания, полностью посвященные выращиванию растений и составлению композиций из цветов.
В это же время большое внимание уделяется образованию: умению цветочной аранжировке начинают учить на специальных курсах. Термин «флористика» становится более широким – это уже не просто наука, изучающая растения, а еще и искусство составления цветочных композиций.